ИСТОРИЯ

ИМЕНА И СУДЬБЫ

В СОСТАВЕ СПЖУ

СОБЫТИЯ

СМИ





вернуться к списку
Рус
Eng
09.12.20
Выставка «История Павловского вокзала»



Единение железных дорог, искусства и музыки
Павловский музыкальный вокзал был уникальным местом не только для России, но и для всего мира. Он стал одновременно и конечной станцией Царскосельской железной дороги, и центром петербургской культурно-развлекательной жизни. На вокзале устраивались балы и концерты, на которых выступали такие звезды прошлого, как Иоганн Штраус и Федор Шаляпин, играл свои произведения Сергей Прокофьев, танцевала Анна Павлова.

Именно Павловский музыкальный вокзал дал название «вокзал» всем последующим зданиям на железной дороге, где люди ожидали поезда. До этого «воксалами» называли увеселительные места, в которых происходили гуляния с танцами, маскарадами и фейерверками по аналогии с общественным садом Vauxhall в пригороде Лондона, известного своим рестораном и проходившими там концертами. Но благодаря Павловскому вокзалу название прочно закрепилось именно за железной дорогой.

Великую Отечественную войну вокзал не пережил. Сегодня на его месте мы можем увидеть лишь исторический фонарь невероятной красоты и памятный камень. В настоящий момент ведутся переговоры о возможности восстановления вокзала на прежнем месте.
1836 - 1837

1838

1856 – 1865

1880-е

1914

1918

1941 – 1945
В 1836-1837 годах по территории Павловского парка проложили магистраль первой в Империи Царскосельской железной дороги, построенной по приказу Николая I. Владелец парка великий князь Михаил Павлович предоставил в аренду акционерному обществу Царскосельской железной дороги участок под строительство конечной станции. Сквозное движение между Петербургом и Павловском было открыто 22 мая 1838 г.

1836

В 1836 году Правление общества Царскосельской железной дороги объявило конкурс на проект здания «воксала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики», где уставшие от дел жители столицы могли бы получить «приятный отдых и разумные развлечения на лоне природы Павловского парка» (в числе удовольствий такого рода предусматривались балы, танцы, маскарады). Из представленных одиннадцати русскими и двумя немецкими архитекторами проектов великий князь Михаил Павлович выбрал проект берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Но так как постройка здания по их проекту составила значительно большую, чем намеченную изначально, сумму, в итоге остановились на проекте петербургского архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера.
В 1838 году по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера построен и открыт для публики Павловский вокзал.

Здание состояло из круглой «прихожей», большого концертного зала, вмещающего до 3000 человек, ресторана, двух зимних садов и двух флигелей с 40 жилыми комнатами, в которых могли остаться гости с ночевкой. Вокруг проходила галерея, а специальный проход соединял вокзал с железнодорожной платформой. На прилегающей территории находился небольшой сад с двумя фонтанами, эстрадой для оркестра и круглой галереей «для потребления в летнее время».
С 1856 по 1865 год Иоганн Штраус, «король вальсов», давал в Павловске концерты 10 сезонов подряд. Для его выступлений устроили отдельный зал, так как композитор категорически отказался играть в ресторане. Именно Штраусу принадлежит заслуга превращения вокзала из ресторана, где обедают под музыку, в место, куда специально приезжали, чтобы послушать оркестры и знаменитых певцов.
В 80-е годы 19 столетия утвердился постоянный оркестр Павловского вокзала, в котором стали звучать произведения русских композиторов. Особенно стоит отметить деятельность дирижёра и скрипача Н. В. Галкина, который сделал многое для пропаганды произведений П. И. Чайковского. Н.В. Галкин превратил в традицию концерты по вторникам, на которых исполнялась только русская музыка. Зарубежная музыка так же не переставала звучать на Павловском вокзале, а именно произведения композиторов Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, позже — Р. Штрауса, А. Дворжака, Я. Сибелиуса и др.
В 1914 году состоялось выступление Анны Павловой на Павловском вокзале, которое стало последним перед эмиграцией балерины в Англию. Партнёром А. Павлова избрала А. Н. Обухова.
После 1918 года Павловский музыкальный вокзал и театр составили комплекс, в котором выступал симфонический оркестр из 80 музыкантов. За летний сезон он дал двадцать концертов. В качестве руководителя выступил дирижер Николай Андреевич Малько.
В Великую Отечественную войну вокзал был полностью разрушен.


Назад
Далее
1 / 7

Онлайн-трансляция
«Сны о Павловском вокзале. Концерт к 195-летию со дня рождения короля вальсов Иоганна Штрауса» Начало трансляции в 16:00


Фотогалерея
Фото-выставка, посвящённая уникальной истории Павловского музыкального вокзала