ИСТОРИЯ

ИМЕНА И СУДЬБЫ

В СОСТАВЕ СПЖУ

СОБЫТИЯ

СМИ





ИСТОРИЯ
Павловский музыкальный вокзал был открыт для публики 23 мая 1838 года. Он стал конечной станцией Царскосельской железной дороги — первой в Российской империи и шестой в мире.

Важно упомянуть, что в царской России вокзалы появились раньше железных дорог — в конце XVIII века. Это были парки и сады с развлечениями для публики. Само слово «вокзал» произошло от английского «Воксхолл» (Vauxhall): так назывался самый крупный и известный парк в пригороде Лондона, принадлежавший Джейн Вокс. Павловский вокзал с рестораном и концертным залом стал первым таким пространством, предназначенным для обслуживания пассажиров железной дороги.
Вокзал построили по проекту Андрея Штакеншнейдера — молодого архитектора, определенного на службу к владельцу Павловска великому князю Михаилу Павловичу.
По своему плану сооружение напоминало Павловский дворец: оно состояло из центрального корпуса и двух прилегающих к нему галерей. В изначальном проекте отдельный концертный зал не был предусмотрен. Предполагалось, что музыканты будут располагаться на хорах центрального зала-ресторана.
Концерты в Павловском вокзале пользовались популярностью. Капельмейстером (дирижером) мог стать знаменитый в Европе австриец Иоганн Штраус, но по неизвестным причинам контракт не был подписан. Эту должность занял сын прославленного музыканта — Иоганн Штраус-младший. Первый концерт его оркестра прошел в 1856 году. Публика тепло приняла и полюбила Штрауса. Он с успехом проводил музыкальные сезоны в Павловске в течение десяти лет.

Желающих посещать выступления становилось все больше, и появилась необходимость в концертном зале. Он был построен по проекту архитектора Департамента железных дорог Августа-Вильгельма Петцольда в 1861 году. Зал вмещал в себя 600 зрителей.
Штраус перестал руководить оркестром в 1865 году, но это не повлияло на интерес к концертам. Павловский вокзал расширялся: появились гостиничные номера, отдельный ресторан и даже газовый завод — чтобы освещать все помещения. Был построен фонтан с фигурой древнегреческого бога Диониса, но из-за слабой подачи воды его переоборудовали в газовый фонарь.

Павловский вокзал называли «первой русской филармонией». Здесь дирижировали Сергей Прокофьев и Сергей Рахманинов, пели Федор Шаляпин и Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова и Джордж Баланчин. Концертный зал несколько раз перестраивали и расширяли, количество зрительных мест увеличилось до 2000.

В годы Великой Отечественной войны Павловский вокзал был полностью разрушен. Деревянные сооружения исчезли, при этом следы пожара не обнаружились. Скорее всего, постройки были разобраны во время оккупации. На территории вокзала сохранился только газовый фонарь.